Здоровьесберегающие технологии на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Сорокина Наталья Александровна

Учитель истории  МОУ СОШ №11 пос. Дружба

 

Здоровье подрастающего поколения – тема актуальная для нашего быстро развивающегося современного мира. На сегодняшний день состояние здоровья российских школьников вызывает серьезные опасения специалистов.

Это подтверждают следующие статистические данные: (1)

25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.

90-92% выпускников средних школ находятся в «среднем состоянии».

40% детей имеют различные хронические патологии.

Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

70% детей страдают нервно-психическими расстройствами.

Отмечено, что к концу  учебного года у школьников: (2)

• в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;

•общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;

• повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ.

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, появилась возможность  внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий  и инновационных методик, позволяющих не только развить самостоятельность учащихся, обеспечить  индивидуализацию обучения, но также содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников. Актуальность этой проблемы отражена в ряде государственных документов по проблемам образования: в законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в России, в Государственной Целевой программе «Образование и здоровье», в Государственных образовательных стандартах общего и профессионального педагогического образования.

В широком смысле слова под здоровьесберегающими образовательными технологиями  следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе окажут положительное влияние на здоровье обучающихся.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы(3):

• обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

•технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

•разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы(4)» среди мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков следует отметить следующие:

Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.

Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.

Проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты.

Таким образом, проблема использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории актуальна на сегодняшний день. Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы. И результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения.

Основной целью здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья учащихся.  Именно учитель, являясь основной фигурой педагогического процесса, ответственен за здоровье детей, именно от действий педагога будет зависеть решение основных здоровьесберегающих задач: снижение уровня заболеваемости учащихся; сохранение работоспособности на уроках; формирование у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни.

 Работая учителем истории, я понимаю, что методические возможности совершенствования этого предмета безграничны, настолько он сложен и настолько разнообразен. Хочу поделиться своим опытом организации уроков истории с использованием здоровьесберегающих технологий.

Можно выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

1.Правильная организация урока.

2. Использование всех каналов восприятия.

3.Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.

4. Уместное и правильное применение физкультминуток.

В начале урока необходимо оценить гигиенические условия в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся с улицы или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, оптимальна ли его температура и не слишком ли сухой воздух. Пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся  и скажется на их здоровье. Не менее важно психофизиологическое состояние школьников. Первичную оценку эмоционально-психологической атмосферы на уроках  истории можно провести по следующим показателям:

  • взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
  • утомлены, выглядят уставшими;
  • сосредоточены, настроены на урок;
  • напряжены, насторожены, враждебны.

Чтобы создать и поддержать благоприятную психологическую обстановку на уроке необходимо  избегать в собственном поведении отрицательных эмоций. 

Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения на уроках истории я применяю  следующие стратегии  и приемы:

1. Разбивка на кластеры.

2. Синквэйн.

3. Знаем/Хотим узнать/Узнали (3-Х-У).

4. Пятиминутное эссе.

5. Стратегия «ИДЕАЛ».

6. ПОПС – формула (PRES-formula): П – позиция, О – объяснение (или обоснование),П – пример, С – следствие (или суждение)

7. Дискуссии.

Практически любую изучаемую на уроках истории тему можно использовать для освещения фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. В 5-х классах с целью пропаганды здорового образа жизни и необходимости более внимательного отношения к своему здоровью при изучении темы «Древний Египет» обязательно рассматривается вопрос: «С какой целью  египтяне включали  ежедневно в свой рацион лук или чеснок?» Знакомя учащихся  с темой «Спарта»  их внимание акцентируется на том, что спартанцы специально поили вином илотов, чтобы  показать  спартанской молодёжи пагубное влияние вина на организм человека. При изучении средневековой Европы обращаем внимание на том,  что одной из основных  причин  эпидемий являлось  несоблюдение элементарных правил гигиены.

Темы, касающиеся демографической картины мира, миграции  являются благодатными для включения вопросов поддержания здоровья человека. Совместно с детьми я использую эти вопросы при подготовке исследовательских  проектов:

- «Отдых людей, как элемент поддержания здоровья. Территории, наиболее благоприятные для отдыха и туризма»;

- «Городa России. Рост и развитие городов, зло или благо»;

- «Плотность населения. Влияния на окружающую среду».

Подростки 5- 9классов  понимают, что создавшаяся на сегодняшний день демографическая ситуация  -  это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствия попустительского отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений (употребление спиртных напитков, табакокурение и др.). Для стимулирования и развития  познавательного интереса учащихся на уроках истории я использую видеоматериалы, средства ИКТ. Их применение «дозировано» в зависимости от возраста обучающихся.  

 «Пассивность умственного труда на уроках – это чаще всего результат того, что ребенок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе – в саду, играть в снежки»,- писал В.А Сухомлинский. Чтобы избежать монотонности, я  использую игровые технологии. Этот прием позволяет решить следующие задачи:  обеспечить психологическую разгрузку учащихся, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности, снять эмоциональное напряжение. Многократное повторение предметного материала в его различных формах и сочетаниях происходит во время учебных игр. Игра создает атмосферу соревнования и   заставляет  школьника  мобилизовать все свои знания,  думать, оценивать и сопоставлять. С большим интересом ребята  принимают участие в «инсценировании»  исторических сюжетов, с удовольствием работают в группах. Урок-путешествие позволяет проверить картографические навыки учащихся. Ребята представляют себя торговцами и показывают на карте свой путь до места назначения, рассказывают о приключениях и опасностях в пути.  При этом важную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд эмоций, полученных во время занятий, положительно сказывается на  самочувствии учащихся и стимулирует  их к   учебной деятельности. Если ребенок  уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.  Учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником,  умело ввести ребят в игру. Существуют игры различных ориентаций: дидактические, развивающие,  воспитывающие, социализирующие. На уроках истории   я применяю игровые технологии, основанные на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: М.М.Бирштейн, Ю.С.Арутюнов, А.Вербицкий, В.Н.Бурков, Р.Жуков, Б.Н.Герасимов,  В.Ф.Комаров, М.М. Крюков, А.Л.Лифшиц и других.

С детьми со слабым здоровьем или с детьми - инвалидами организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков.

В связи повышенным эмоциональным напряжением при подготовке к ЕГЭ, особое внимание следует обратить на здоровье обучающихся старших классов. Поэтому при планировании урока уделяю особое значение следующим моментам:  смена видов деятельности проводится каждые 7-10 минут, применяются дидактические игры, используется  эмоциональная передача содержания учебного материала, включаю  обучающихся в  работу парами и группами.

Начиная с первых уроков нужно следить за осанкой детей, проводить зарядку для глаз и  комплекс упражнений  для уставших мышц. Необходимо дозировать учебную нагрузку и внедрять на уроках физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику. Я решила объединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. Сохраняется логика урока, а смена деятельности - тоже отдых.  Длительность физкультминуток – 1-5 минут. Их можно  проводить не в середине, а в начале урока. Это нацеливает детей  на работу, снимает  напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока, помогает сосредоточить внимание детей.  При передаче маленького мячика друг другу произносятся имена исторических деятелей, пограничных государств, городов, событий  и т.д. При изучении в 5 классе темы  «Искусство Древнего Египта», класс делится на группы по 4-5 человек. Группы получают конверты, в них находится разрезанное слово «пирамида». Зачитывается  эпиграф к новой теме: «Египтяне в древности говорили: «Все  в мире боится времени, а время боится …» Сложив правильно карточки, ребята  узнают, чего боится время. Такую игру можно проводить в разных классах на различные темы. Насколько интересными и познавательными будут физкультминутки,  зависит только от вашего желания.

Используя здоровьесберегающие технологии на уроках, мы можем с самого детства научить детей ценить свое здоровье. Внести свой личный вклад в становление более здорового, развитого личностно, интеллектуально и духовно молодого поколения.

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Януш  Корчак

Список использованной литературы.

1.Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 года). – М., 2013. – 128 с.

2.Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №5.– С. 56.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012. – с. 12.                                       

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 4